Какие эмоции вызывает чтение?

какие эмоции вызывает процесс чтения

При чтении у ребенка работает мозг-это не новость, об этом мы знаем. Но за счет чего работы мозга можно усилить путем чтения сказок , рассказов, стихов?

Сейчас мы с вами возьмем не событийную составляющую текстов, а эмоционально-чувственную основу.

Давайте рассмотрим работу мозга и чувств ребенка на примере сказки Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка«.

С самого начала сказки мы видим описание ситуации, в которой оказалась Серая Шейка (это уточка с поврежденным крылышком). Сначала в целом про отлет птиц на юг: нелегко перелететь, Сколько бедных птиц дорогой выбьется из сил, сколько погибнет от разных случайностей. И уже эти делали настраивают нас на сочувствие. Для этого, как вы понимаете, ребенок должен понимать значение этих слов, то есть его словарный запас должен быть развит.

И уже в беседе мамы и папы Серой Шейки (Селезня и Утки) звучат такие слова: калека-дочь, подумать страшно, как мы покинем здесь Серую. Шейку одну, бедняжка, здесь будет мерзнуть, разлука и одиночество. Согласитесь, минор?

И далее эмоциональный накал возрастает, достигая кульминации в эмоции страха, когда Лиса охотилась на Серую Шейку. И потом-разрешение ситуации-охотник решает помочь бедной уточке.

Сказка проникает в душу и вместе с эмоциями и чувствами ребенок запоминает события сказки, героев и их действия, текст.

Здесь надо понимать, что событийные тексты с эмоциями запоминаются лучше всего. И Серая Шейка-классический тому пример. Её содержание помнят даже взрослые люди, которые сказку читали в детстве.

Хуже запоминаются просто событийные тексты. Например, тексты про животных: ребенок не видел этих животных, при чтении мы опираемся только на представления о них, не на собственный опыт ребенка. Тексты о других детях (ровесниках ребенка) в этом отношении немного лучше по запоминанию.

А вот описательные тексты у многих детей не вызывают эмоционального отклика. Это ни хорошо, ни плохо, просто надо понимать, что они самые сложные для эмоционального восприятия, для того, чтобы описательный текст или стихотворение задело чувства ребенка, нужно, чтобы была развита эмоциональная сфера. Если ребенок «не чувствует»-это значит только то, что эмоционально-чувственную сферу у ребенка надо развивать. Это тоже работа и её надо делать.

Какой можно сделать вывод?

  1. Над эмоционально-чувственной сферой надо работать. Чтение для этого-прекрасный материал.
  2. Тексты надо подбирать с учетом возраста ребенка и особенностей восприятия ребенка.
  3. Нужно беседовать с ребенком по тексту произведения, обогащать словарь