Как читать с ребенком описательные тексты

как читать тексты с ребенком

Тексты-описания более сложны для восприятия, понимания и запоминания. Они больше на представлении, визуализации, эмоциях. Иногда мне кажется, что это музыка в прозе или стихах. И вот как, скажите, пересказать музыку?

О том, что описательный текст сложнее, я уже писала вот тут Первые тексты для чтения. Но как нам работать с описанием, ведь без него все равно не обойтись?

Первое-описательные тексты не должны занимать большой доли в общем объёме вашего с ребенком чтения.

Второе-описательные тексты о природе и погоде вы читаете именно тогда, когда эта «природа и погода» стоит на дворе. То есть мы читаем про золотую осень тогда, когда идет листопад, а про позднюю осень именно тогда, когда все листики уже облетели и на улице холод, грязь и пожухла трава.

Описания животных не должны быть похожими на статьи из энциклопедии (пусть даже и детской). Лучше рассказать что лисе нужен такой шикарны пушистый хвост, чтобы следы заметать (дать образ), чем описывать красоту лисьего хвоста в пяти прилагательных без того, чтобы ребенок мог провести параллель с вопросом «А для чего лисе такой шикарный пушистый рыжий хвост?».

Третье. ДО чтения (именно ДО) рассмотрите иллюстрации по теме текста. Опишите, что вы на них видите. Этот этап называется «подготовка к чтению произведения» и в чтении описательных текстов он прямо-таки обязателен.

В наших пособиях для занятий по чтению каждый описательных текст обязательно снабжен иллюстрациями и видеометодичкой, чтобы вы могли легко заниматься с ребенком и получать хорошие «чтенческие» результаты.

И четвертое. К такому тексту должны быть задания. И задания эти должны быть направлены на поиск в тексте слов, которые передают описательную компоненту. Идет работа с прилагательными, сравнительными конструкциями, с переносным значением слов, с образами. Вопросы и задания к тексту должны быть направлены именно на это.

Давайте подведем итог и по пунктам напишем, что нам с вами надо знать и учитывать при чтении с ребенком описательных текстов:

  1. Описательных текстов немного в общем объёме чтения
  2. О природе и погоде читаем тогда, когда они есть «в наличии». К животным даем образы.
  3. До чтения рассматриваем иллюстрации.
  4. К описательному тексту у нас всегда будут задания.

Правила простые, берите и применяйте.

Ваша Ирина Назарова, преподаватель онлайн-Школы «Чудо-Чадо»